Евгений Онегин, пресытившись бесконечной чередой столичных развлечений, видит в известии о болезни деревенского дяди желанную возможность разорвать порочный круг светской жизни. Устав от пустоты балов и приемов, он с почти радостным облегчением отправляется в поместье, надеясь обрести покой в сельском уединении. Смерть родственника, ставшая к его приезду свершившимся фактом, не вызывает в душе Онегина глубокой печали, но открывает перед ним новые материальные перспективы, поскольку состояние покойного переходит к нему как к единственному наследнику. Оказавшись полноправным хозяином имения, Евгений сознательно изолируется от местного общества, погружаясь в апатичное существование, лишенное цели и смысла. Его отчужденное поведение быстро создает ему репутацию странного и нелюдимого человека в глазах окрестных помещиков, что вполне устраивает Онегина, стремящегося к полному уединению.
Однообразное течение жизни нарушается с появлением в соседнем имении молодого Владимира Ленского, только что вернувшегося из-за границы, полного романтических идеалов и поэтического энтузиазма. Несмотря на разницу в характерах и жизненном опыте, между циничным, разочарованным Онегиным и пылким, восторженным Ленским завязывается своеобразная дружба, основанная скорее на отсутствии иного общества, чем на истинной духовной близости. Именно Ленский знакомит Евгения с семейством Лариных, вводя его в круг обитателей скромной усадьбы, где живут две сестры – задумчивая и мечтательная Татьяна и ее жизнерадостная, легкомысленная сестра Ольга. Эта встреча, казалось бы, незначительная в контексте деревенского досуга, становится поворотным моментом, нарушившим привычное одиночество Онегина и невольно запустившим цепь событий, которые коренным образом изменят судьбы всех участников этой истории, столкнув холодный рассудок с силой искренних чувств.